• +7 (47363) 2-14-71
Калач, Карла Маркса ул, 11

Коррекционная работа

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом,- одна из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. В норме к пяти годам ребёнок должен чётко произносить все звуки речи родной речи. Своевременное выявление детей с фонетико–фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Словарь пятилетнего ребёнка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребёнка не превышает 1,5-2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия, - характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Нарушения звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Самым трудным и длительным является этап автоматизации звуков языка в самостоятельной речи детей.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создаёт благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

Поэтому в МКДОУ –«ЦРР-детский сад №7» функционируют две логопедические группы: старшая и подготовительная, где обучаются и развиваются дети 5-летнего и 6-летнего возраста. Целью создания этих групп является: выявление, устранение и предупреждение нарушений речи. Логопедическая работа в этих группах рассчитана на два года обучения и ведётся как на групповых занятиях, так и на индивидуальных. Использование занимательных форм занятий, игровых приёмов, смены видов занятий помогают удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы не только с логопедом, но и с родителями.

Коррекционный процесс требует от ребёнка полной сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствует эмоциональный настрой взрослого, занимающегося с малышом. Опыт показывает, что здесь недопустимы

атмосфера страха, психологический нажим на ребёнка, какими бы высокими целями они ни были обусловлены. С другой стороны, нельзя ждать успеха при поверхностном, слишком лёгком и беззаботном отношении взрослого к занятию.

Наилучших результатов удаётся достичь тогда, когда осуществляется совместная деятельность учителя-логопеда и родителей, которые проявляют заинтересованность, доброжелательное внимание к ребёнку, собранность и восторженное поощрение даже самой маленькой удачи в непростом деле формирования правильной речи.

Уважаемые родители! Обратите внимание на речь своих детей. Мы приглашаем Вас к диалогу и сотрудничеству.